Китайская живопись

Традиционная китайская живопись называется Джун го хуа или просто го хуа. Этот термин возник, когда в Китай в конце 19 века начала массово проникать традиция западной культуры и понадобился термин, который бы отделил китайскую живопись от западной. В чём же выражается это отличие? Если главной задачей западной живописи является пробудить в зрителе чувство (прекрасного, радости, горя, сострадания, печали, любви …), то китайская живопись выполняет задачу прямо противоположную – она гармонизирует все чувства и зритель приходит в состояние внутреннего баланса, равновесия и покоя.

Известно, что в соответствии с китайской концепцией мироустройства, любое качество одновременно рождает свою противоположность. Например, большая радость рождает большую печаль, а правильным является состояние срединной гармонии. Как говорили в древности китайцы, “не Инь, не Ян, но Дао”.

Классики го хуа писали картины только в особом умиротворенном и возвышенном расположении духа, поскольку хорошо понимали, что дисгармоничное состояние художника через картину таким же образом повлияет на зрителя. Великие китайские художники (Ма Юань, Чжень Бяньцао, Го Си, Ци Байши) были ответственными и старались не наполнять мир страстями.

В традиционной китайской живописи выделяется два основных стиля: гун би и се и. Гун би – очень популярная техника китайской живописи, название которой можно перевести как «тщательная, аккуратная кисть». Се и – стиль, название которого «живопись идеи» или «свободная кисть» говорит само за себя. Отличается свободной манерой работы кистью и размашистыми штрихами туши. В этом стиле предпочитали работать художники – интеллектуалы. Известными мастерами стиля се и были Ци Байши и Сюй Бейхун. В какой-то мере эти стили тоже уравновешивают друг друга, как Инь и Ян.

Живопись у-син значительно отличается от других изобразительных искусств. Здесь огромное значение придаётся тому, как художник рисует, а не тому, что рисует.

Эта живопись покоится на трёх столпах:
Во-первых, на сюжетах китайской традиционной живописи го-хуа: четыре благородных: бамбук, орхидея, хризантема, цветущая слива мэй; цветы, птицы, рыбки, и горный пейзаж шань шуй.
Во-вторых, на сильных и уверенных движениях рисующего. Пять мазков у-син соответствует тому или иному типу движения. Дерево и Огонь - движения сильные и быстрые (мужское начало Ян). Металл и Вода – движения медленные и тонкие (женское начало Инь). Мазок Земля – лежит в основе всех 5-и. По сути, эта живопись более похожа на практики ушу или цигун , чем на рисование в привычном понимании этого слова. Особенно много сходства с Синьицюань, (одним из внутренних стилей Ушу). Как и Синьи, эта живопись основана на пяти движениях, соответствующих первоэлементам у-син.
В-третьих, на даосской философии, которая понимает мир, как смену энергий – стихий, которых всего пять: дерево, огонь, земля, металл, вода. Каждая из этих стихий являет собой определённое качество. Например, дерево – прямота, настойчивость, огонь – переменчивость, земля – структурированность, металл – утонченность, вода – обманчивость. Так и каждое из движений живописи у-син несёт в себе качество одного из первоэлементов.

В китайской живописи существует много интересных технических приемов, которые позволяют создать образ посредством минимального количества движений. Особую ритмичность ей придает родство с каллиграфией. Именно эта особенность наполняет китайскую живопись пластичностью и музыкальностью. Китайские художники владеют, как правило, тремя искусствами – живописью, каллиграфией и резьбой печатей, поскольку без личной печати картина считается незаконченной. Также используются особенные материалы: рисовая (и не только) бумага, специальный шелк, тушь, особые минеральные краски и различные кисти из натурального ворса.
Картину обычно сопровождает стихотворная надпись, выполненная специально подобранным для данного рисунка стилем каллиграфии. Все в картине должно соответствовать друг другу, дополнять друг друга, создавая ощущение целостности и единства противоположностей.

Обучение китайской живописи наполняет необычными ощущениями, дает возможность наполниться жизнью и гармонией. Казалось, никогда не рисовал, а можешь создать настоящий шедевр и понять, что внутри был скрыт художник. Это похоже на чудо.

Приглашаем Вас на занятия китайской живописью и каллиграфией в даосском центре «Дао Дэ»!
Записаться и задать вопросы Вы можете по тел. в Москве 8 (495) 641-55-38.

Подробнее читайте на сайте www.daode.ru