Чайная церемония

Согласно даосской философии, человек и природа связаны в единое целое. Людям следует не только брать от природы, но и заботиться о ней и понимать ее, чтобы самим жить в спокойствии и счастье. Человек представляет собой маленький мир, а чашка чая символизирует природу. Чайная культура впитала в себя эту философскую идею. Основой чайной церемонии является полное спокойствие и отсутствие суеты. В это время приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь своей жизненной цели, что можно наслаждаться каждым мгновением жизни, не смотря на то, что происходит вокруг. Чайная церемония учит увидеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом.
Придворный китайский поэт Лу Юй, написавший в VIII в. трехтомный труд «Ча цзин» («Трактат о чае») официально создал систему китайской чайной культуры, в которой объединил лучшие идеи конфуцианства, буддизма и даосизма.

Многие придворные ученые и политики развивали чайную культуру, стремясь при этом при помощи чая воспитывать в людях честность. За чашкой чая собеседники могли свободно обмениваться взглядами на самые разные события. Даосы всячески поощряли развитие нравственных качеств человека, приведение своей жизни в гармонию. Только после того, как человек сумел привести семейные дела в порядок, можно было считать его готовым к управлению государством. Однако вместо того, чтобы все время сохранять на лице выражение озабоченности делами государства, человеку следовало «чередовать работу с отдыхом, как это было принято при властителях Вэнь и У».

В середине и конце эпохи Мин большинство императоров были ленивыми и самовлюбленными, поэтому знатоки чайной культуры особое внимание обращали на воспитание честности, дистанцируясь от неблаговидных поступков и недостойных людей. Один маленький прибор из чайного сервиза был стандартом измерения правды и лжи и свидетельствовал о том, что мастера чайных церемоний могли отличить одно от другого. Принцип «золотой середины» был в центре внимания чайной церемонии. Вода и огонь кажутся абсолютно несовместимыми, однако, как можно вскипятить воду без огня и приготовить чай без воды? Ветер раздувает огонь, огонь доводит воду до кипения, вода настаивает чай – все в согласии с У-Син, китайским учением о пяти элементах. Лу Юй пропагандировал культуру чая и полагал, что государство станет единым, только если люди будут жить в гармонии друг с другом. Ну а все болезни будут уничтожены только тогда, когда все пять элементов будут находиться в гармонии друг с другом. Даосы считают, что в процессе чаепития душа и мозг человека приходят в соответствие с его физиологией. Таким образом, в чашке чая заключена вся мудрость даосской философии.

Каждый шаг китайской чайной церемонии имеет свой смысл, объяснение и историю. Традиционно она начинается с того, что каждый участник знакомится с чайным листом: рассматривает его, вдыхает аромат. Затем чай помещают в чайник, заливают его кипящей водой. Нельзя, чтобы чай настаивался слишком долго: «свежий чай подобен бальзаму; чай, оставленный на ночь, подобен змее». Меньше, чем через минуту чай сливается и разливается по чашкам, которые передаются участникам церемонии, для того, чтобы они сначала ощутили его запах, и затем насладились вкусом. Обязательно вдыхается аромат, оставшийся в пустой чашке. Вы удивитесь, как много аромата остается в чашке, из которой уже выпит чай. Вкус чая очень сильно отличается от его запаха. Когда выпит чай первого круга, чайник вновь заливается кипятком. Каждый чайник чая используется от 3 до 6 кругов, в зависимости от самого чая и вкусов подающего.
Настоящий ценитель чая всегда уделяет большое внимание всему, что сопровождает чайную церемонию и наполняет ее определенным смыслом: качество чая и воды, чайным аксессуарам (внешнему виду чайника, чашек и др.), каждому элементу чайной процедуры: прелюдии, окружению, природным ландшафтам.

О чае и чайной церемонии в Китае рассказывают дошедшие до наших дней трактаты, а также сочинения древних поэтов, которые посвятили чудесному напитку вдохновенные оды и баллады, воспели его удивительные качества в песнях и стихах. Наиболее известны стихи китайского поэта эпохи Тан Лу Туна:

Первая чаша слегка увлажнила горло и губы;
Вторая вывела меня из одиночества;
Третья удалила скуку из моего ума,
Обостряя вдохновение, полученное из всех книг, которые я прочитал.
Четвертая чаша вызвала легкую испарину,
Рассеивая через поры все неприятности по службе.
Пятая — прочистила каждую частичку моего естества.
Шестая сделала меня подобным бессмертным.
Седьмая, это предел того, что я смог выпить…
Где те острова, на которых живут Бессмертные,
Я тоже хочу им стать…


На чайной церемонии в Санкт-Петербурге, проводящейся в Центре «Дао Дэ» есть возможность соприкоснуться с этой удивительной традицией, бережно хранимой и передаваемой с древности.

Приглашаем Вас на китайскую чайную церемонию каждую субботу!
Записаться и задать вопросы Вы можете по тел. в СПб 8 (812) 988-32-26.

Подробнее читайте на сайте www.daode.ru